Вхід
Увійти з: 

Почему к креативной экономике надо относиться серьезно

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Только представьте: креативное производство приносит экономике страны больше доходов, чем автомобильное. Такими показателями может похвастаться Франция. А в вильнюсском районе Ужупис ежегодная прибыль от креативных индустрий — шесть миллионов евро. Города становятся культурно богатыми в прямом смысле.

Новые профессии, новые рабочие места

Музыка, дизайн, архитектура, ремесла, изобразительное искусство, театр, кино, медиа, издательское дело, реклама — это неполный список сфер, которые наполняют бюджет государств и приносят людям заработок.

Еще в конце девяностых годов около 5% европейцев официально работали в креативном секторе. По данным портала Deloitte, до 2030 года сократится 74% рабочих мест в сфере логистики, и 56% — в производстве. Творческие профессии станут более востребованы, и некоторые работодатели уже это понимают.

В немецком городе Регенсбург местные власти открыли культурный центр для поддержки креативной экономики, а в горадминистрации появилась должность — менеджер кластера «Культурная и креативная экономика».

В Украине креативщики продолжают работать «в тени»

По официальным данным, в 2014 году в сфере культуры и креативной индустрии работали 573 тысячи украинцев. Но так как половина нашей экономики находится «в тени», можно полагать, что креативит гораздо больше людей.

Сегодня культура приносить в экономику Украины около 4% ВВП. Об этом заявил руководитель программы ЕС и Восточного партнерства «Культура и креативность» Тим Уильямс. По его словам, эта сфера обеспечивает не менее 3% рабочих мест, больше, чем строительная отрасль.

Креатив — это не столько финансы, сколько развитие других сфер

Как считает экс-заместитель Министра культуры по вопросам креативной экономики Эстонии, специалист по креативным индустриям Рагнар Сиил, культура сама по себе не обязана приносить прибыль. Но креатив важен для развития производства товаров и услуг.

«Например, некоторые музеи успешно работают, пополняя доходы и привлекая множество посетителей. Не все музеи могут или должны это делать. Но это важный элемент культурного туризма, что означает прибыль для других компаний: гостиниц, ресторанов, туроператоров и т.д.», — говорит Рагнар Сиил.

От креатива значительно выигрывает IT-сфера, прежде всего — за счет графического дизайна.

«Якість креативного самовираження графічних дизайнерів в ІТ-компаніях є фактором їх конкурентоспроможності», — полагает Владимир Воробей, директор агентства экономического развития PPV Knowledge Networks (Львов) .

Вместе с коллегами Владимир уделяет внимание «зеленой» и креативной экономике. Например, команда придумала стратегию развития музея-крепости «Тустань» у села Урыч Львовской области. Основной упор делался на разработку новой бизнес-модели.

Создатели харьковского проекта «Way to art» уверены: люди редко посещают культурные заведения из-за отсутствия привлекательной рекламы. Студенты разработали 3D-графику в стиле «ambient media», когда арт-объект становится носителем маркетинговой информации.

По мнению ребят, идея поможет завлечь посетителей в Харьковский художественный музей и Муниципальную галерею имени Васильковского. Цена входного билета и экскурсий не покрывает все нужды учреждений. А больше гостей — соответственно, больше финансов.

На одном креативе далеко не уедешь. Где брать деньги?

Вест-Энд, аристократический район Лондона, известен всему миру своими театрами. Их популярность среди туристов приносит городу огромные деньги. Правительство Великобритании создает удобную среду для работы в креативной индустрии. Речь идет о налоговых льготах и внутренних инвестициях.

В Украине заниматься подобным делом непросто. Откуда креативщикам брать деньги на идеи: у частных спонсоров или из иностранных грантов? Не все предприниматели готовы тратиться на новые рискованные стартапы. И не с первого раза удается выиграть желаемый грант.

«Іноземні гранти не рятують українських креативних фахівців, і не конче бізнесмени мають їх фінансувати. Якщо ми говоримо про підприємництво — ідея має бути потрібною, на неї має бути платоспроможний попит. Якщо комусь це треба — за це заплатять. І ніхто не скасовував формулу FFF (friends, fools and family — друзі, дурні та родина) для пошуку стартового капіталу. Ця формула діє як у Франції, так і в Україні. Якщо йдеться про неприбуткові проекти — культурні, просвітницькі, соціальні тощо — у нас активно розвивається колективне фінансування — від Спільнокошту Garage Gang до GoFundEd Про.Світ», — считает Владимир Воробей.

Интересна европейская государственная поддержка сотрудничества «креатив-бизнес» — специальные креативные ваучеры.

«Правительство покрывает определенную часть риска, принятого компанией, — объясняет Рагнар Сиил. — Если они видят, что работа с креативным специалистом действительно оказывает положительное экономическое влияние на их бизнес, в следующий раз им не понадобится государственная поддержка».

С 1 января 2016 года Украина присоединилась к программе «Креативная Европа». Инициатива действует до 2020 года, ее бюджет — около полутора миллиардов евро. Принять участие в конкурсе грантов могут авторы неинфраструктурных проектов в сфере культуры и медиа.

Чего не хватает креативной экономике Украины? Мнение эксперта

Специалист по креативным индустриям Рагнар Сиил помогал Минкульту создавать стратегию культурыУкраины. Оценивая наш потенциал, эксперт отмечает, что стране нужно укрепить доверие между правительством и гражданским обществом, между бизнесом и культурным сектором, между традиционными формами культуры и современными. Это поднимет ценность креативной экономики.

Джерело: https://nakipelo.ua/pochemu-k-kreativnoj-ekonomike-nado-otnositsya-serezno/

Поділитися.

Залишити ВідповідьРедакція не несе відповідальності зі зміст коментарів читачів. Вся відповідальність за зміст лягає на коментаторів.

Увійти з: